Самое интересное и странное впечатление этого года пришло с мобильных платформ — Year Walk. Дремучий шведский лес с ходячими порождениями скандинавского фольклора подходит для сенсорного экрана лучше некуда: головоломки построены на логичных, но не очевидных сразу действиях, вроде касаний и наклонов телефона, и это здорово освежает привычную формулу point’n’click-приключений. Кроме того, в Year Walk неповторимая атмосфера и умный сюжет — не забудьте ознакомиться с дополнительным приложением-энциклопедией. Только понятна она будет далеко не всем: многие не смогли разобраться, заплутали и заклеймили Year Walk чушью для хипстеров.
На 3DS вышла Ace Attorney: Dual Destinies — тоже в какой-то степени квест. Достоинство Dual Destinies тождественного его недостатку — это просто хороший Ace Attorney. Очередной Ace Attorney. Все та же гротескная, гиперболизированная по самое не могу детективная драма об адвокате, который сам и следствие проводит, и свидетелей допрашивает, и прямо в суде все преступление по полочкам раскладывает. Хорошо это потому, что последнюю игру серии мы видели больше пяти лет назад — и, честно сказать, лучше бы не видели. А плохо потому, что, как ни крути, у нас уже давным-давно был хороший AA. У нас уже какой угодно AA был — плохой, хороший, обычный... Очень хорошо, что он у нас все еще есть, и не очень хорошо, что развитие в серии нужно искать с лупой. Мимо этой игры нельзя пройти ни одному поклоннику серии, но ее нельзя посоветовать новичку. Ну в самом деле, чай, не «Звездные войны», чтобы с четвертых и пятых эпизодов начинать.
Почти то же самое можно сказать о Professor Layton and the Azran Legacy. В новой игре о Хершеле Лэйтоне знаменитого мозговитого джентльмена отправили в самое масштабное путешествие в его жизни, но суть от того не изменилась: это такой же сборник головоломок, какими были пять игр до него.
За пределами портативок снова отличились Daedalic Entertainment — в первую очередь своим The Night of the Rabbit. К сожалению, эта чудесная добрая сказка частенько забывает, что она квест. В итоге у нас отдельно загадки, отдельно диалоги и совсем-совсем отдельно — сюжет, три четверти которого приходится на длиннющий финальный ролик. Удачно вписываются в рассказ лишь некоторые элементы геймплея, вроде волшебного артефакта, который позволяет быстро проматывать время и называется... «интересная книжка».
Приключения двенадцатилетнего Джереми Фундука в волшебном мире Мышелесья берут другим — искренностью и добротой. Эта история почти полностью состоит из ярких, трогательных моментов, которые каждый раз вызывают пощипывание в уголках глаз. Волшебная сказка напоминает об известных каждому с детства, но от этого не менее правильных вещах — и делает это так просто и естественно, что теплота в душе сохраняется на долгое-долгое время..
Совсем другие струны души затрагивает Goodbye Deponia! — крайне неоднозначное завершение трилогии, но, пожалуй, лучшая игра из всех, что когда-либо делала Daedalic. «Депония» ловко жонглирует эмоциями, раз за разом вызывая то смех, то грусть, то омерзение, то недоумение, и ловко меняет линию, едва игрок начнет приспосабливаться. Оттого каждая шутка воспринимается как первая, а каждый драматический момент пробирает до глубины души. И все благодаря одному-единственному герою.
Руфус. Живое развенчание всех приключенческих штампов разом. Помесь попугая Кеши с капитаном Джеком Воробьем и гётевским Фаустом. Неукротимый дух, пылающее сердце, стремление к победе — и полнейшее отсутствие моральных принципов. Руфус обаятелен до мозга костей и одновременно мерзок до последнего волоска своей бороденки.
Джон Уокер из Rock, Paper, Shotgun назвал «Депонию» отвратительной игрой, припомнив ей и расизм, и сексизм, и извращения, и работорговлю, и что только еще. Не соврал ни единым словом — во всем этом Руфус действительно активно участвовал и только благодаря этому успешно выкрутился из кучи всевозможных передряг. Вот он, отважный герой, мерило справедливости! Смотрите на него! Более того, будьте им. Поймите, каково это — ради любви, славы и спасения мира уложить детей спать в пасть канализационному монстру. Разлучите влюбленную пару, у которой в жизни не осталось ничего, кроме друг друга. Планомерно доведите своего друга, виноватого лишь в том, что он не убил вас при первой встрече, до сумасшествия. Нравится?
«Депония» раскрывает обратную сторону «обаятельных подонков», которыми полнятся как приключенческие романы, так и фильмы с играми. И при этом не превращает антигероя в карикатурного злодея — когда Руфус не ведет себя как последняя сволочь, он и обаятелен, и остроумен, и находчив.
Игра показывает, как легко можно сочувствовать мерзавцу. Объясняет, почему ему, несмотря ни на что, сочувствовать нельзя, для его же блага. И, что самое важное, дает все это прочувствовать на собственной шкуре — то есть делает то, что не под силу никакой книге и никакому фильму. Это едва ли не высшее достижение, которое только может совершить квест.